Общемировой кризис ликвидности повлиял на все отрасли экономики, в том числе и на рынок общественного питания. В связи с этим сегодня можно делать следующие прогнозы на 2009 год:
- Ввиду отсутствия дешевых денег большинство рестораторов откажутся вкладывать средства в дорогие проекты, в том числе в закупку дорогого западного оборудования. Будет происходить планомерное замещение импорта более дешевым, но не менее качественным отечественным оборудованием.
- В связи со снижением посещаемости заведений дорогого и среднего ценового сегмента получит развитие бюджетный сектор общепита (недорогие рестораны, кафе, столовые, точки общественного питания).
- Как известно, в данный момент наибольшие проблемы испытывают те компании, которые развивались в основном за счет заемных средств: крупные сетевые компании, ритейлеры, компании рассчитывавшие на большой рост и вкладывающие заемные средства в покупку новых активов. Сейчас же идет перераспределение заказов на оборудование – виртуальные заказы сетевиков и крупных дистрибьюторских компаний под потенциальные проекты (ныне лопнувшие как мыльный пузырь) замещаются реальными заказами конечных потребителей под реальные проекты.
- ОАО «Чувашторгтехника», благодаря грамотной финансовой политике, практически не почувствовало кризис, так как развивалось в основном за счет собственных средств. Доля заемных средств была очень незначительной.
- Уменьшение заказов столичных дистрибьюторских компаний продолжает компенсироваться заказами региональных дилеров под конкретные проекты. Поставки по государственным контрактам в адрес министерств и ведомств осуществляются в значительном количестве, и прогнозируется сохранение объема госзаказов на 2009 год. Руководство страны неоднократно заявляло, что все национальные проекты будут финансироваться в полном объеме, что подтверждается проведением аукционов на поставку продукции в адрес пищеблоков социальной сферы.
- Постепенная девальвация рубля влечет за собой значительное удорожание импортного оборудования, цены на которое в условиях кризиса ликвидности становятся совсем неподъемными для большинства игроков рынка. В данных условиях основной задачей завода является вытеснение импорта и замещение дорогих изделий доступным отечественным оборудованием.
В связи с этим в феврале заканчиваются испытания, а с марта 2009 года начинается серийный выпуск различных моделей посудомоечных машин, ротационных печей для выпечки хлеба, новой линейки пароконвектоматов – программируемых (на 6, 10 и на 20 уровней), а также тепловых, холодильных и нейтральных настольных витрин по ценам значительно ниже западных аналогов. Уже начато серийное производство высококачественных наливных кипятильников и холодильного стола для пиццы, расширилась линейка элементов передвижной линии раздачи.
ОАО «Чувашторгтехника» в 2009 году не ожидает существенного снижения объемов производства по сравнению с 2008 годом в связи с началом выпуска нового ассортимента оборудования. В целом ожидается рост продаж за счет крупных государственных аукционов и тендеров, а также как следствие замещения импортной продукции. ОАО «Чувашторгтехника» будет расширять ассортимент выпускаемого оборудования производя перспективную и востребованую рынком продукцию. В 2009 году будет также продолжена работа над улучшением качества продукции, оптимизацией производства и снижением издержек, но не в ущерб качеству, т.е. не за счет применения дешевого сырья, а за счет упрощения и усовершенствования конструкций изделий. В 2009 году будет продолжена работа по узнаваемости марки Abat и выходу на новые рынки сбыта.
Кризис - время больших возможностей для сильных компаний. ОАО "Чувашторгтехника" являясь лидером по производству оборудования для общественного питания в России и СНГ, этими возможностями обязательно воспользуется.